Особенности физического развития в подростковом возрасте

Особенности физического развития дошкольников

Дошкольный период — это основа здоровья и здорового физического развития. В самом общем виде физическое развитие дошкольников — это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств их организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменение пространственных размеров и массы тела, качественно физическое развитие в первую очередь характеризуется значительным изменением функциональных возможностей организма в периоды и фазы его возрастного развития, выражающимся в изменении определенные физические характеристики и общий уровень физической подготовки.

Детям дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные способности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и улучшаются движения.

Детям в возрасте 3–4 лет характерна общая статическая нестабильность тела и ограниченные динамические способности.

У детей этого возраста относительно хорошо развита верхняя часть тела и мускулатура плечевого пояса и сгибателей.

У дошкольников 3-4-летнего возраста высокая двигательная активность при недостаточной координации движений с вовлечением крупных групп мышц. В этот период заметна повышенная утомляемость при сохранении одной и той же позы и длительном выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не полностью сформирована; носовые ходы, трахея и бронхи относительно узкие, что несколько затрудняет попадание воздуха в легкие; ребра слегка наклонены, диафрагма высокая, поэтому амплитуда дыхательных движений мала. Ребенок дышит неглубоко и намного чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту, у взрослых — 16-18. Неглубокое дыхание у детей приводит к относительно плохой вентиляции и некоторому застою воздуха, а растущему организму требуется повышенное снабжение тканей кислородом. Поэтому особенно важны физические нагрузки на свежем воздухе, так как они активизируют процесс газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей в возрасте 3-4 лет составляет 400-500 см3, 5-6 лет — 800-900 см3.

Активность системы кровообращения у детей дошкольного возраста хорошо адаптирована к потребностям растущего организма, и повышенное кровоснабжение тканей легко удовлетворяется. Ведь кровеносные сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет более свободно. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но расстояние, которое он должен пройти по сосудам, короче, а скорость кровообращения выше. Например, если пульс взрослого человека составляет 70-74 ударов в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударов. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро стимулируется, ритм его сокращений легко нарушается, а сердечная мышца быстро изнашивается при нагрузке. Однако при изменении активности сердце малыша быстро успокаивается и восстанавливается. Поэтому во время занятий с детьми необходимо разнообразить физические нагрузки: чередовать двигательные игры с играми с малой физической нагрузкой и часто давать ребенку непродолжительный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. На этом этапе созревание нервных клеток в мозге по внешнему виду и весу похоже на созревание мозга взрослого человека, но нервная система все еще слаба. Поэтому надо учитывать возбудимость дошкольников, относиться к ним очень осторожно: не давать им длительных, чрезмерных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, ведь процесс возбуждения в этом возрасте перевешивает процесс торможения.

У детей этого возраста процесс костеобразования не завершен, несмотря на то, что их кровоснабжение лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящей, что позволяет расти дальше; в то же время он определяет мягкость и пластичность костей.Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако, из-за относительной слабости костно-мышечной системы и быстрой утомляемости, дошкольники еще не в состоянии участвовать в длительном напряжении мышц.

Дошкольники еще не освоили точные движения при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие и падают. Многие из них плохо отталкивались от пола или земли при беге, опираясь на всю ступню. Они не

он может поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому он еще не умеет высоко перепрыгивать через препятствия и прыгать на одной ноге. Дошкольники в этом возрасте с удовольствием играют с мячом, но их движения недостаточно скоординированы, зрение не развито: им сложно поймать мяч. Они быстро устают от разнообразия движений и отвлекаются.

К 4,5-5 годам движение детей становится более скоординированным: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет сила жима лежа увеличивается вдвое: у мальчиков — с 25 до 52 кг, у девочек — с 20,4 до 43 кг. Показатели скорости улучшаются. Время прыжка на 10 метров сокращено с 2,5 до 2,0 секунд для мальчиков и с 2,6 до 2,2 секунды для девочек. Общие рейтинги прочности меняются. Дистанция, которую преодолевают мальчики, увеличивается с 602,3 метра до 884,3 метра, у девочек — с 454 метра до 715,3 метра.

6-летние дети чувствуют легкость, бег становится ритмичным, покачивания уменьшаются; прыгают в высоту, длину, преодолевают препятствия, мастерски метают мяч в цель; начать развивать зрительно-ручную координацию. По сравнению с младшими детьми, у старших дошкольников более сильные и пропорциональные мышцы. Их базовые движения при ходьбе и беге постепенно доводятся до автоматизма, улучшается координация движений, значительно улучшаются навыки ручного труда. Благодаря большей устойчивости тела ребенок становится доступнее к простейшим упражнениям равновесия, бегу на ловкость. Дети становятся более выносливыми, но им нужно чаще менять исходное положение и варьировать движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более осознанной.

Можно заметить следующую закономерность: чем моложе возраст, тем несовершенная моторика, менее развиты мелкие мышцы и тем интенсивнее все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются прежними — есть тенденция к их увеличению. Сегодняшние дети в среднем выше ростом, физически и умственно развиты лучше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Это явление в науке называется «ускорением».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольников, как физически, так и умственно, их возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и выразительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет комплексно подходить к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая принудительное или одностороннее развитие того или иного показателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector