Как научить ребенка читать и когда начинать

Сегодня родители упорно пытаются сделать свои рабочие ребенок чуда. Сегодня как никогда популярны различные методы раннего развития. Во-первых, продвинутые мамы и папы стараются научить своих детей читать как можно раньше, но не у всех это получается. Педагоги и психологи рассказали нам, как выбрать лучшие методы домашнего обучения и заставлять ли ребенка учить буквы в 3-4 года.

Специалисты рассказали, стоит ли заниматься с малышом чтением «с пеленок»

Мальчик Миша, родившийся в глухом селе Винницкой области, считается одним из самых известных рекордсменов по детскому чтению. Удивительно, но никто из взрослых не пытался научить его читать в юном возрасте. Однако уже в возрасте одного года и трех месяцев Миша самостоятельно освоил алфавит, а в полтора года стал читать газеты. В 2 года вундеркинд научил свою неграмотную 85-летнюю прабабушку, приехавшую из другого села, помогать воспитывать ребенка.

— Многие мамы сейчас одержимы воспитанием блестящих детей, — поясняет воспитательница Татьяна Мелехина. — Они не могут почивать на лаврах других детей, которые в 3 года уже знают таблицу умножения и читают Чехова.

Однако все дети разные, и не каждый ребенок может научиться читать только к 6-7 годам, и все это своевременно. И все же основным занятием дошкольников является игра, которая помогает им гармонично развиваться.

Родители, которые пытаются заставить ребенка учить буквы в 3-4 года, оказывают ему лишь медвежью услугу, отвлекая его от естественного процесса познания мира.

Фактически, будущие способности человека совершенно не зависят от возраста, в котором он учится читать; скорее, они связаны с развитием детского воображения и фантазий. Поэтому вместо того, чтобы бросать кубики с буквами уже в манеж, лучше рассказывать им сказки, участвовать в интересных играх и как можно больше разговаривать, чтобы сформировать правильную речь.

Практика показывает, что дети, которые научились читать в первом классе позже, работают с текстом не хуже, чем их сверстники, освоившие книги намного раньше.

Детские психологи обычно считают, что раннее обучение чтению, если не желание ребенка, мешает правильному развитию мозга. Поэтому засовывать детскую азбуку раньше времени не только бессмысленно, но и вредно. — Дело в том, что до 7 лет у большинства детей части мозга, отвечающие за распознавание букв, еще не успевают созреть, — говорит психолог Марина Тимошина. — Если родители насильно учат ребенка, работа этих частей мозга замедляет развитие других частей, отвечающих за социальные отношения и образное мышление.

В результате попытки сделать из ребенка гения, умелого читателя или отличного читателя к 3-4 годам в некоторых случаях могут привести к проблемам с общением и общему снижению интеллекта. Но, конечно, не нужно путать одаренность ребенка со стремлением родителей научить своего ребенка знаниям. Если ваш ребенок тянется к книгам самостоятельно и пытается выучить буквы, то не останавливайте его, скорее всего, желание рано прочитать его индивидуальные особенности.

Алена Меркулова, многодетная мама из Москвы, на собственном опыте поняла, что возраст, когда ребенок учится читать, очень индивидуален и ни в коем случае нельзя обгонять локомотив.

«Так получилось, что моя старшая дочь выросла очень взрослой и очень рано начала читать. Мы не делали с этим ничего особенного. Все, что я сделал, это прочитал ей вслух, пока она еще была в коляске.

В 1,5 года у Маши уже была отличная зрительная память, она приносила мне кубики с буквами и просила назвать их. В трехлетнем возрасте девочка умела читать словами, а в четыре года — самостоятельно читать книги для детей 7-8 лет.

Когда второй сын начал подрастать, ситуация развивалась по совершенно другому сценарию.Даже в 4 года он не хотел играть кубиками с буквами, не то чтобы он пытался их запомнить. Но мы думали, что он просто ленив, поэтому очень старались научить ребенка выучить алфавит. И в результате это в конечном итоге отговорило его от чтения.

Ведь освоив книгу, он мог только помочь учителю в 1 классе, он учился у нас не так, как хотел. Поэтому, когда родилась третья дочка, мы не стали мучить ее приемами раннего развития и позволяли спокойно играть до школы. В шесть лет она проявила интерес к чтению и за три месяца освоила стандартную азбуку.

Методология.

Самые популярные методы обучения чтению: достоинства и недостатки

Школьная (звуковая) методика. Это традиционный способ обучения детей чтению в школе. В его основе лежит принцип алфавита. Сначала ребенок изучает звуки и буквы, а затем объединяет их в слова и предложения.

За: родителям проще обучать детей дома этим методом, потому что он всем известен. Логопеды считают, что этот метод лучше, потому что он позволяет избавиться от дефектов речи, учит ребенка слушать, выделять звуки в словах и правильно их произносить.

Минусы: этот метод не подходит для раннего обучения чтению, рекомендуется детям 5-6 лет и занимает много времени. В первый раз, когда дети учатся так читать, они не понимают, что читают, потому что сосредоточивают все свое внимание на произнесении слов.

Метод Марии Монтессори. Эта система предполагает, что дети сначала учатся писать буквы, используя специальные рамки и вставки, и только потом узнают о них. Ребенку необходимо сначала назвать звук, а затем воссоздать контур буквы, вырезанный из специальной грубой бумаги.

Плюсы: Методика способствует развитию у ребенка мелкой моторики, нет скучных упражнений и заданий. Кроме того, упражнения и игры развивают логику ребенка и сразу учат читать вслух, а не вслух.

Минусы: этот метод практически не подходит для домашнего обучения, так как требует много дорогих материалов, карточек, книг и пособий. Как правило, этот метод используется в специальных детских садах, где преподается эта программа.

Метод Зайцева (кубики). Этот метод предполагает обучение чтению с помощью складок, то есть с согласной и гласной, или с согласной и твердого и мягкого знака, или с одной буквы. Обучение доставляет удовольствие даже самым маленьким, потому что это похоже на счастливую игру в кости.

Плюсы: Метод подходит для раннего обучения чтению, его можно использовать даже с годовалыми малышами. Обучение с кубиками не займет у родителей много времени, его можно проводить в перерыве между занятиями. Доказано, что лодыжки Зайцева стимулируют различные органы чувств, включая развитие мелкой моторики, музыкального слуха, чувства ритма и восприятия звука.

Минусы: В школе дети, которых учат читать по этой системе, допускают ошибки в звуковом анализе слов и не могут понять их состав, а также «проглатывать» окончания. Кубики Зайцева довольно дорогие и не каждый может сделать их самостоятельно.

Метод Домана (карты). Дети, которые учатся читать по этому методу, не запоминают названия букв и звуков, но сразу учатся распознавать слова целиком. Ребенок показывает определенный набор карточек через равные промежутки времени и очень быстро учится читать слово целиком, даже в раннем возрасте.

Плюсы: Метод помогает в обучении чтению с раннего возраста в увлекательной форме. Дети, освоившие эту технику, обычно обладают прекрасной памятью и могут запоминать большой объем информации.

Минусы: этот метод отнимает много времени у родителей, поскольку необходимо регулярно распечатывать внушительное количество карточек. Как следствие, у ребенка могут быть трудности с школьной программой, в том числе с написанием и пониманием слов.

Личный опыт

Екатерина, журналист: «Сын научился читать в 3 года. Никакими специальными приемами мы не пользовались — читали ему книги вслух, смотрели картинки. Купили пластиковый коврик — сделанный из «плиток», в которые вставлены буквы и которые можно вынимать, чтобы строить разные формы. Вот как мы выучили буквы. Когда я читал книги сына, я попросил его сказать мне, какая буква здесь, а какая там.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector